Влияние видеоигр на развитие детей и подростков
В настоящее время видеоигры стали неотъемлемой частью жизни каждого человека, которые у каждого занимают особое место. Вокруг влияния видеоигр на детей и подростков постоянно происходят жаркие дискуссии. Некоторые обеспокоены потенциально негативными последствиями, связанными с агрессией и социальной изоляцией, тогда как другие акцентируют внимание на возможных позитивных аспектах, таких как развитие познавательных навыков и коммуникативные способности. В данной статье мы попытаемся разобраться в сложном и многогранном взаимодействии между игровой индустрией и молодым поколением.
Прежде чем переходить к более глубокому анализу влияния видеоигр на детей и подростков, необходимо понять, что такое «видеоигра».
«Видеоигра» – это игра с использованием изображений сгенерированных различной техникой (например, это игровые автоматы, персональные компьютеры, различные консоли и т.д.). Кроме того, существует понятие «компьютерная игра» которое по своей сути равнозначно понятию «видеоигра» и является синонимом. С началом XXI века компьютерные игры стали не просто развлечением, а серьезной индустрией. В этот период наравне с одиночными играми набирают популярность и многопользовательские (онлайн-игры).
Теперь стоит разобраться какое же влияние видеоигры могут оказывать на детей и подростков. Конечно, видеоигры могут оказывать как негативное, так и положительное влияние.
Положительное воздействие может проявляться в следующих причинах:
1. Развитие познавательных навыков. Одни игры помогают игрокам учиться выявлять причины проблем и искать оптимальные решения. Другие позволяют анализировать информацию и использовать для ее для принятия решений. Присутствие головоломок в играх помогут развить логическое мышление и умение решать сложные задачи. Также некоторые игры могут поспособствовать развитию навыков самоорганизации и управления временем.
2. Улучшение моторики и координации. Многие компьютерные игры требуют точных и быстрых движений для управления персонажем или объектами в игровом мире. Это может помочь развить мелкую моторику и координацию рук. Кроме того, развивается быстрота реакции и координация движений. Также игры требуют ориентации в пространстве и точности, это поможет развитию пространственного восприятия.
3. Обучение и образование. Множество игр применяется в образовании для детей. Ведь процесс игровой деятельности для ребенка интересен, легко воспринимаем и познавателен. Поэтому с развитием современных технологий начали использовать видеоигры для обучения. Например, компанией Mojang была создана специальная версия «Minecraft Education». Данная версия может позволит детям попасть в любой город мира для изучения географии, перенестись в другую эпоху для изучения истории. На уроках химии можно изучить строение молекул, которые построены из блоков. В биологии при изучении тела человека, дети путешествуют внутри него, изучают внутренние органы и разбираются в его функциональности.
4. Коммуникативное взаимодействие. Многие игры требуют сотрудничества и командной работы. При игре вместе, дети и подростки вынуждены общаться и согласовывать свои действия для достижения общей цели. Кроме того, игры часто объединяют игроков с общими интересами. Это помогает детям и подросткам находить единомышленников и общаться с теми, кто разделяет их страсть к определенным играм или жанрам. При игре в группе могут возникать разногласия и конфликты. Ребята учатся решать проблемы и находить компромиссы для продолжения игры. Игроки могут делиться своими знаниями и опытом в игре, что способствует взаимному обучению и развитию навыков.
5. Мотивация. Видеоигры могут помочь детям и подросткам устанавливать цели и работать на их достижение. При этом они учатся планировать и сосредотачиваться на результатах. В некоторых играх игрокам приходится преодолевать сложности и проблемы. Успешное преодоление вызовов может укрепить чувство уверенности и мотивацию для решения новых задач.
6. Творческое мышление. Одни игры позволяют игрокам создавать своих уникальных персонажей, выбирать их внешний вид, характеристики и способности. Это способствует развитию творческих навыков и способности проявлять свою индивидуальность. Другие предоставляют возможность строить и декорировать свои уровни, дома или объекты. Так развивается творческое мышление и фантазия.
Негативное воздействие может проявляться в таких факторах:
1. Агрессивное поведение. Некоторые исследования предполагают, что длительное время, проведенное за видеоиграми, где представлено насилие, может развить агрессивное поведение у некоторых детей и подростков. Наблюдение или участие в виртуальных актах насилия может вызвать эмоциональные и поведенческие реакции у детей и подростков, которые в долгосрочной перспективе могут отразиться на их поведении в реальном мире. Это может произойти из-за того, что игры предоставляют возможность испытать власть и контроль над другими персонажами без реальных последствий, что может усиливать агрессивное поведение.
2. Снижение социальности. Когда дети и подростки проводят слишком много времени за компьютерными играми, они могут ограничить свое общение в реальном мире. Вместо того, чтобы общаться и проводить время с семей, друзьями или сверстниками они изолируются от реального и погружаются все больше в виртуальный. Онлайн-игры предоставляют возможность общаться с другими игроками через Интернет. В таких играх существует определенная степень анонимности, что может привести к менее ответственному поведению и уменьшению социальных навыков в реальной жизни. Некоторые дети и подростки могут обратиться к компьютерным играм в качестве способа избегания социальной тревожности и неприятных ситуаций в реальном общении. Игры предоставляют им убежище, где они могут себя чувствовать более комфортно и уверенно.
3. Вред здоровью и физической активности. Проведение длительного времени перед экраном компьютера или телефона может привести к снижению физической активности. Недостаток двигательной активности может привести к проблемам с ожирением, опорно-двигательной системой и др. Кроме того, длительное использование компьютера или других устройств может нагружать глаза и приводить к компьютерному синдрому, который включает в себя сухость, усталость глаз, раздражение и размытое зрение.
4. Нанесение вреда сну. Когда дети и подростки проводят длительное время за компьютерными играми, особенно перед сном или в ночное время, это может привести к задержке сна. Дети и подростки могут сильно увлечься игрой, а это затрудняет переключение на режим сна. Экраны и компьютеров, смартфонов и планшетов излучают синий свет, который может подавлять выработку мелатонина – гормона, который регулирует сон. Некоторые игры могут быть эмоционально интенсивными и вызывать стресс или волнение. Это может оставить след в психологическом состоянии ребенка или подростка и мешать расслабиться перед сном.
5. Снижение успеваемости в школе. Игры могут отвлекать детей и подростков от учебных обязанностей. Когда они проводят слишком много времени за играми, это может привести к тому, что дети и подростки могут забыть о выполнении или просто не захотеть выполнять домашние задания, чтобы не тратить время. Проведение длительного времени перед экраном компьютера может привести к физической усталости, что может сказаться на активности и внимании во время занятий в школе. Недостаток сна при игре в ночное время может привести к быстрому утомлению в течение дня в школе.
6. Появление зависимости. Это самая серьезная проблема, которая может возникнуть при игре в видеоигры, и которая может привести к серьезным последствиям. Состояние зависимости характеризуется неконтролируемым стремлением играть, неспособностью контролировать время, проводимое за играми, и негативным влиянием на другие сферы жизни, включая учебу, социальные отношение и физическое здоровье. Игровая зависимость может иметь серьезные последствия для физического, психического и социального благополучия детей и подростков.
Таким образом, несмотря на это, стоит отметить, что влияние видеоигр на каждого ребенка может быть разным. Оно может быть, как положительным, так и отрицательным.
Поэтому стоит привести несколько рекомендаций, которые помогут регулировать увлечение видеоиграми вашего ребенка.
1. Создайте игровое пространство, чтобы дети знали где и когда можно играть. Отдельное пространство также помогает лучше контролировать время, проводимое за видеоиграми.
2. Объясните детям правила использования интернета, включая безопасность и конфиденциальность данных. Убедитесь, что они знают, что делать, если сталкиваются с нежелательными ситуациями в онлайн-играх.
3. Установите четкое расписание для игр и экранного времени в целом. Ограничение времени, проводимого за играми, поможет детям и подросткам поддерживать баланс между различными активностями.
4. При покупке игр ребенку вам стоит обратить внимание на возрастной рейтинг игры. Не стоит покупать те игры, которые не подходят по возрасту вашему ребенку, поскольку они могут нанести какие-либо психологические травмы ужасными или шокирующими событиями, для которых ребенок не был бы подготовлен.
5. Попробуйте поиграть вместе с детьми, так вы сможете лучше понять какими играми он увлекается, а также контролировать контент. Кроме того, развивается семейное взаимодействие.
6. Поощряйте, когда ребенок занимается другими активностями или хобби помимо видеоигр. Это может быть чтение различных книг, занятия спортом, рисование или просто прогулка с друзьями.
7. Показывайте на своем примере, что необходимо увлекаться не только видеоиграми, а различными другими хобби. Как вариант можно устраивать совместные прогулки в парк, в кино и т. п.
8. Если у вас возникают серьезные проблемы с регулированием увлечения детей компьютерными играми, обратитесь за консультацией психологу.
Правильное регулирование увлечения детей и подростков видеоиграми поможет создать баланс между виртуальным миром и реальной жизнью, способствуя их здоровому развитию и общему благополучию.
Шуньков В. С., аналитик отделения методической и консультативной помощи
БУ “Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)”