Как помочь подростку сохранить интерес к учёбе
Родители современных подростков часто жалуются на отсутствие у них интереса к учёбе. Сами подростки также отмечают своё нежелание учиться, посещать школу. Часто переживают по поводу плохих отметок и затруднений в учебе. Действительно, родители тинэйджеров сталкиваются с дополнительными проблемами – учебных предметов все прибавляется и не за горами выпускные экзамены, а ребенок больше интересуется личной жизнью, чем учёбой. Выяснение отношений с ровесниками, сердечные тайны, первая влюблённость – это так волнительно. Тут не до уроков!
Попробуйте использовать новые интересы ребенка в свою пользу. Желание нравиться противоположному полу и самоутвердиться среди ровесников тоже может служить стимулом к учебе. Ведь как-то глупо себя ощущаешь, когда тебя при всех отчитывает учительница, а предмет симпатии смотрит на тебя свысока. Чтобы учёба для подростка была не тяжкой повинностью, а увлекательным процессом, старайтесь поддерживать и развивать в нём познавательный интерес. Что же для этого нужно?
Во-первых. Задача родителей – расширять кругозор подростка. Это может быть “полчаса чтения в день” – чтение книг по темам, которые интересны подростку. Хорошей альтернативой ежедневному чтению может стать слушание аудиолекций или тематических подкастов, темы которых откликаются ему больше всего. Научите искать полезную информацию в Интернете. Познакомьте с лучшими обучающими ресурсами.
Во-вторых. Родителю важно поощрять инициативу к получению новых знаний. Сложно искать что-то новое в привычной среде. И здесь на помощь могут прийти путешествия. Смена обстановки помогает активизировать процесс познания: оказываясь в новом месте, мы стремимся узнать о нём, посещаем выставки, музеи, ходим на экскурсии. Необязательно планировать масштабную поездку в дальние страны для того, чтобы пробудить любознательность подростка. Иногда достаточно просто сменить обстановку на один день. Можно организовать посещение интерактивных экскурсий по музеям и библиотекам, мастер – классов, интересных онлайн – курсов.
В-третьих. Следует искать способы заинтересовать подростка учебными предметами. Например: показать ему основные принципы учёбы. Мы учимся “от общего к частному”, т.е. сначала знакомимся с содержанием целого, а потом переходим к деталям. Лучше всего мы запоминанием начало и конец материала, хуже – информацию, размещенную в середине. Наибольших усилий потребует от нас изучение основной части. Просите ребенка пересказывать материал вслух – это помогает усвоить информацию. Первое повторение нужно сделать примерно через час, второе – через сутки, потом через неделю.
В-четвертых. Родителям необходимо тщательно следить за своим поведением и речью. Часто, сами того не замечая, родители допускают негативные высказывания и нелестные замечания в адрес педагогов и школы. Задумайтесь, какие установки вы даёте ребенку собственными словами? Если он постоянно слышит, что “образование сейчас никому не нужно”, а “учителя – неудачники”, то сложно заставить его учиться и уважать тех, кто, по – вашему, уважения не достоин.
И последнее. Как правило, старшеклассники уже вполне самостоятельны и сами устанавливают распорядок и ритм своей жизни. В этом случае ваша помощь может выражаться в том, чтобы предложить возможность занятий с репетитором, если какой – то предмет не даётся. Освободить от домашних дел на время подготовки к важной контрольной.
В подростковом возрасте мозг подвижен и способен качественно усвоить информацию и родителям важно направить усилия и интерес ребёнка в нужное русло. Помогайте подростку расширять его горизонты! Поощряйте его самостоятельность. Хвалите за успехи и вдохновляйте на новые достижения на этом непростом пути.
Костюкова Н.Н., психолог ДТД
БУ “Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)”
Январь, 2024