Как прошёл твой день?
– Как в школе?
– Нормально.
Знакомо звучит? Это, на первый взгляд, обычный ответ на вопрос, который вы можете задать своему ребёнку. Когда он ограничивается коротким ответом, это всего лишь стандартная отговорка и на эту фразу вы можете отреагировать по-разному, например, начнёте задавать больше вопросов, пытаясь всё же проявить заинтересованность, но подобная настойчивость может показаться ему агрессивной, особенно для подростка или в случае, если ребёнок пока не готов рассказать о случившемся.Другой вариант, вы можете вообще перестать спрашивать, потому что надоело слышать один и тот же ответ и чувствовать себя обескураженным его кажущимся безразличием.
Вместе с тем, ваше активное родительское участие может положительно повлиять на его учебу в школе, образовательные цели и успеваемость, защитить от низкой самооценки.
В начальной школе дружба становится важной для вашего ребёнка. Разговоры о школьных буднях обычно вращаются вокруг школьных предметов, новых друзей или конкретного опыта и поэтому с вами ему может быть более интересно поговорить о своих отношениях со сверстниками, чем о школьных заданиях. Попробуйте проявить интерес, спросив его о друзьях, например: «Расскажи мне о своем друге. Чем он любит заниматься на перемене?». Так же вы можете поддержать вашего ребёнка, озвучивая его эмоции, например: «Похоже, ты злился, когда Дима взял твою точилку без разрешения».
В подростковом возрасте важной частью взросления является установление личностной идентичности и независимости. В результате подросток может стремиться к большей конфиденциальности и делиться с вами меньшим количеством информации. Ваши прямые вопросы могут восприниматься как требования, что может привести к меньшему взаимопониманию. Возможно, будет проще выяснить его отношение по какому-то вопросу сначала спросив, что думают об этом его сверстники, например: «Что твои друзья думают о новом проекте по истории? А ты сам как думаешь?». Вы можете поддержать этот этап развития, продемонстрировав свой интерес к его мнению, предоставив ему некоторую конфиденциальность, когда это необходимо.
Независимо от возраста вашего ребёнка, важно понимать, что небольшие, но частые доверительные разговоры, которые вы с ребёнком ведёте, с течением времени перевешивают значимость редких и длительных нравоучений.
Вот ещё несколько рекомендаций, как помочь ребёнку раскрыться.
Общение – это всё же «улица с двусторонним движением».
Задавайте открытые вопросы. Вопрос «Как прошел день?» считается закрытым, потому что на него можно ответить одним словом. Конечно, для некоторых детей этот вопрос может спровоцировать долгую беседу, но для других, этот вопрос приводит к прекращению разговора. Поэтому, попробуйте начать разговор с помощью открытого вопроса, например: «Что сегодня интересного было в школе?».
Избегайте множества вопросов сразу после школы. К концу школьного дня дети часто устают. Если ребёнок не готов сразу разговаривать, постарайтесь воздержаться от вопросов, дав ему возможность расслабиться и перекусить, и уже потом он может рассказать о своём школьном дне.
Если вам хочется узнать что-то конкретное о дне вашего ребёнка, потому что он выглядит расстроенным, придя из школы домой, но при этом прямой вопрос типа «Ты что такой злой?» может показаться ему агрессивным, вы можете спросить так: «Ты выглядел расстроенным после школы, что-то случилось?»
Слушайте, прежде чем говорить. Родители, которые слушают, дают понять своему ребёнку, что они заинтересованы в том, что он говорит и понимают его, но, чтобы стать хорошим слушателем требуется практика. Когда ребёнок рассказывает о своём дне, уберите телефон, старайтесь поддерживать зрительный контакт и уделяйте ему всё своё внимание.
Если ваш ребенок упоминает, что у него какие-то проблемы в школе, например, со сверстником или учителем, или с выполнением домашнего задания, не пытайтесь исправить это за него. Вместо этого используйте эту ситуацию для выработки навыка решения проблемы, поощрив ребёнка придумать несколько возможных решений. Затем помогите ему выбрать то, что кажется лучшим, а в последствии оцените вместе с ним, было ли это решение эффективным.
Если ребёнок перестал рассказывать о своих повседневных делах, стал молчаливым, постарайтесь вовремя это заметить и оценить свою вовлеченность в жизнь ребёнка, потому что общаться – означает уделять время тому, чтобы действительно общаться с ним. Если вы постоянно задаёте заботливые и увлекательные вопросы, вы можете приятно удивиться тому, что ребёнок хочет говорить с вами о своем школьном дне не только в первом классе, но и в восьмом, и в одиннадцатом!
Нужен совет – набирайте 8 800 2000 122 с любого стационарного или мобильного телефона и короткий номер 124 только с мобильного – служба Детского телефона доверия выслушает и поможет!