Сборник материалов по организации Семейного многофункционального центра

В данной работе представлены материалы по организации Семейного многофункционального центра, которые представляют собой попытку систематизировать знания и опыт, накопленные в ходе функционирования отделения «Семейный МФЦ» бюджетного учреждения Омской области «Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)», предложить методическое руководство по его созданию и дальнейшей работе.


Технология приема первичной информации, определения запроса и координации заявителя по разрешению его жизненной ситуации, в том числе телефонное консультирование

Целью приема первичной информации является выявление той проблемы, с которой обратился заявитель.

Задачи:

  • Определить конкретные запросы заявителя, составляющие его трудную жизненную ситуацию.
  • Применить методы сбора информации, ориентируясь на потребности заявителя.
  • Выявить дополнительные факторы, которые могут составлять трудную жизненную ситуацию заявителя.
  • Оказать содействие заявителю в получении услуг на основе его выявленных запросов.

Технология эффективной проактивной коммуникации с семьей в условиях Семейного многофункционального центра

Технология проактивной коммуникации в контексте социального обслуживания направлена на улучшение качества жизни и благополучия семей с детьми, нуждающихся в помощи и поддержке. Она предполагает активное и инициативное взаимодействие работников сферы социального обслуживания с клиентами, а также их семьями и ближайшим окружением.

Задачи данной технологии:

  • Устанавливать и поддерживать доверительные и долгосрочные отношения между специалистами Семейного МФЦ и клиентами. Это позволяет своевременно выявлять и решать возникающие проблемы и потребности клиентов, а также предупреждать возможные трудности и конфликты.
  • Оказать помощь в определении и достижении индивидуальных целей и задач клиентов. Проактивная коммуникация помогает специалистам понять и учесть потребности, желания и ожидания клиентов, определить конкретные цели и стратегии их достижения.
  • Оказать поддержку и помощь в решении различных проблем и вопросов, связанных с повседневной жизнью семьи (бытовые, медицинские, психологические и т.д.). Применение проактивной коммуникации позволяет специалистам быть в курсе актуальных потребностей своих клиентов и оказывать им помощь в нужный момент.
  • Повысить уровень удовлетворенности и благополучия клиентов. Установление проактивного взаимодействия со специалистами может способствовать повышению самооценки и уверенности клиентов, улучшению их эмоционального состояния и качества жизни в целом.

    Курс-тренинг «Антистресс перед экзаменами»

    Цель – обеспечение старшеклассников эффективными стратегиями и техниками управления стрессом для успешной подготовки к выпускным экзаменам и сохранения психологического здоровья.

    Задачи:

    • формирование навыков планирования времени как инструмента управления стрессом и повышения эффективности подготовки к экзаменам;
    • формирование навыков выявления и коррекции негативных автоматических мыслей, связанных с экзаменационным стрессом, для снижения тревожности и повышения уверенности в себе;
    • обучение простым и эффективным техникам саморегуляции для снижения стресса во время подготовки и непосредственно на экзамене.
    • формирование устойчивого чувства уверенности в собственных силах и позитивного самовосприятия для эффективного преодоления экзаменационного стресса и успешной самореализации.

    Программа “Школа бюджетирования”

    Цель программы: улучшение финансового положения участников посредством повышения их финансовой грамотности, а также формирования рационального отношения к тратам и накоплению.

    Задачи программы:

    • проработать негативные и вредоносные установки по отношению к деньгам, задействовать потенциальные ресурсы личности;
    • повысить уровень финансовой грамотности участников;
    • развить навык управления своими финансами;
    • мотивировать участников на рациональный подход к тратам и нформирование сбережений.

    Программа “Школа эмоционального интеллекта”

    Цель – повышение уровня эмоционального интеллекта младших школьников.

    Задачи программы:

    • выявить степень развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста;
    • обучить пониманию собственных эмоций;
    • развить понимание того, как меняется мировосприятие под воздействием базовых эмоций;
    • развить уровень эмпатии;
    • развить навыки самопонимания и самоуправления

    Программа “Школа любящих родителей”

    Цель программы: повышение родительской компетентности и улучшение детско-родительских отношений.

    Задачи программы:

    • способствовать повышению обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня обучения и воспитания ребенка;
    • корректировать представления о родительских функциях, формировать (накапливать) знания об условиях их выполнения;
    • содействовать позитивному развитию внутрисемейных отношений и улучшению детско-родительского стиля взаимоотношений;
    • повышать уровень психологического комфорта в семьях и усиливать мотивацию родителей к сохранению и укреплению семейных ценностей.

    Программа “В защиту материнства и детства”

    Цель программы: оказание комплексной социальной помощи беременным женщинам и женщинам после родов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении вследствие угрозы насилия или жестокого обращения, а также пострадавшие от насилия в семье.

    Задачи:

    • Обеспечить безопасность, доступность и своевременность квалифицированной комплексной социальной помощи беременным женщинам и женщинам после родов, а также женщин, оказавшихся в социально опасном положении вследствие угрозы насилия или жестокого обращения, а также пострадавшие от насилия в семье в период временного пребывания в социальной гостинице.
    • Способствовать нормализации психоэмоционального состояния во время беременности и после родов.
    • Содействовать в восстановлении социально-правового статуса беременных женщин и женщин после родов (оформление документов, пособий и т.д.).
    • Содействовать в определении места дальнейшего проживания.
    • Информировать будущих матерей о физиологических особенностях беременности и родов; о психофизиологических особенностях детей первого года жизни.
    • Способствовать формированию навыков ухода за ребенком.
    • Содействовать развитию основных жизненных навыков, адаптации к самостоятельной жизни.
    • Способствовать развитию чувства материнства, формированию ответственного родительства.
    • Содействовать восстановлению семейных связей.
    • Информировать о вреде и недопустимости насилия и жестокого обращения в отношении беременных и молодых матерей.

    Программа профилактики буллинга в подростковой среде
    “Мы будем общаться по-новому”

    Цель программы: профилактика буллинга в подростковой среде.

    Задачи программы:

    • изучить межличностные отношения в группе, уровень эмоционального
      интеллекта, коммуникативные навыки на начало и по завершению реализации
      программы;
    • развить групповую сплоченность подросткового коллектива;
    • способствовать повышению самооценки участников программы;
    • повысить уровень эмоционального интеллекта;
    • развить коммуникативные навыки.

    Программа по реабилитации подростков, пострадавших от жестокого обращения и насилия

    Цель программы: обучение подростков использованию личностных ресурсов для преодоления травмирующих ситуаций, а также формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, на поиск важного и полезного в любой, в том числе и травмирующей ситуации.

    Задачи программы:

    • снизить уровень тревожности, помочь приобрести навыки телесного и эмоционального расслабления;
    • развивать уверенность в себе;
    • сформировать навыки конструктивного целеполагания, позитивного отношения к будущему;
    • научить открываться перед другими людьми и открывать их для себя, получать от них поддержку в психотравмирующей ситуации.

    Программа «Социализация детей, подвергшихся жестокому обращению в семье»

    Цель программы: способствование социализации несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению в семье.

    Задачи программы:

    • помочь несовершеннолетнему принять себя таким, какой он есть, прощать себя и других;
    • снизить уровень тревожности, помочь приобрести навыки телесного и эмоционального расслабления;
    • сформировать навыки конструктивного целеполагания, позитивного отношения к будущему;
    • повысить уровень эмпатии;
    • научить открываться перед другими людьми и открывать их для себя, получать от них поддержку в психотравмирующей ситуации.

    Программа клуба для женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации «Как сохранить семью»

    Цель программы: создание условий для построения эффективных межличностных взаимоотношений с супругом, детьми, с целью сохранения семьи.

    Задачи программы:

    • ознакомить участников клуба с теоретическим материалом;
    • научить практическому использованию теоретического материала;
    • способствовать выбору эффективной модели отношений в семье, использовать этот опыт для разрешения трудной семейной ситуации;
    • помочь освоению способов саморегуляции эмоционального состояния;
    • способствовать осознанию личной ответственности за микроклимат семьи; 
    • оказать психологическую поддержку женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.