Невидимые шрамы

Представьте себе мир, где ваш самый суровый критик и самый большой источник любви и безопасности — это один и тот же человек, который может превратиться в страшную силу. Мир, в котором повышение голоса или резкое слово воспринимается как физический удар, оставляющий вас растерянным, испуганным и глубоко одиноким. Такова, к сожалению, реальность для многих детей и подростков, которые сталкиваются с постоянными криками, обесцениванием и оскорблениями со стороны тех самых взрослых, которых они любят и от которых они зависят. Эмоциональные раны, наносимые таким поведением, гораздо глубже, чем думают большинство родителей, и имеют долгосрочные последствия, которые могут повлиять на всю жизнь ребёнка.

Развивающийся мозг ребёнка очень чувствителен к окружающей среде.  Неврологи доказали, что негативный опыт, особенно связанный с гормонами стресса, такими как кортизол, может привести к уменьшению гиппокампа, жизненно важной области для памяти и обучения. Когда родители кричат или используют обидные слова, организм ребёнка переходит в режим “бей или беги”, наполняя его кортизолом. Это не только вызывает немедленный страх и тревогу, но и со временем может помешать способности учиться, управлять эмоциями и развивать здоровые отношения.

В процессе формирования фундаментальных представлений ребёнка о самом себе в ситуациях, когда родитель постоянно критикует или использует оскорбления, укрепляются лишь негативные убеждения, такие как «я никчёмный» или «я нелюбим». Эти негативные убеждения становятся основой самовосприятия ребёнка и могут привести к депрессии, тревоге и социальной замкнутости.

Дисбаланс сил в отношениях между родителем и ребёнком еще больше усугубляет ситуацию, потому что в отличие от разногласий с ровесником или другом, ребёнок не может просто уйти от кричащего родителя. Он оказывается в ловушке, когда источником его эмоционального расстройства становится человек, от которого он зависит в плане удовлетворения основных потребностей и любви. Постоянное воздействие негатива создает у ребёнка чувство беспомощности, когда он чувствует себя бессильным контролировать свое окружение или изменить ситуацию.

Долгосрочные последствия родительских криков и оскорблений не менее тревожны. Ребёнок, который растёт с чувством критики и обесценивания, часто страдает от низкой самооценки, что затрудняет его взаимосвязь с другими людьми и восприятием мира в целом. Пример кричащих родителей может стать образцом для его собственного поведения.  Он может начать прибегать к крику и агрессии как к способу управления своими собственными эмоциями в будущих отношениях с другими.

          Родители, вы можете научиться управлять своими эмоциями и общаться более конструктивно, что даст возможность создать понимающую среду для вашего ребёнка даже тогда, когда кажется, что из этого круга невозможно выйти. Вот некоторые стратегии, которые могут вам в этом помочь.

– Осознание себя: первый шаг — это осознание и признание того, какое влияние ваши слова и действия оказывают на ребёнка. Потратьте немного времени на то, чтобы поразмышлять о собственном детском опыте и о том, как он повлиял на ваш стиль воспитания по отношению уже к своему ребёнку.

– Самоанализ: распознайте предупреждающие признаки приближения собственного гнева (учащенное сердцебиение, сжатые кулаки). Какие конкретные ситуации или поведение ребенка обычно вызывают ваш гнев и заставляют вас кричать? Как только вы определите то, что запускает ваш крик, вы сможете разработать стратегию управления своими эмоциями до обострения ситуации.

– Перерыв: если вы чувствуете, что начинаете раздражаться, отвлекитесь от ситуации, выйдите из комнаты, сделайте несколько глубоких вдохов, умойтесь или побрызгайте на лицо холодной водой. Если вы вернетесь в ситуацию более спокойным, то сможете вести разговор более продуктивно.

– «Я высказывания»: вместо того, чтобы оценивать личность ребенка («Ты такой неряха!»), используйте так называемые «Я высказывания», чтобы выразить, что вы чувствуете из-за его поведения. Например, «Я раздражаюсь, мне не нравится, когда твоя одежда разбросана по комнате». Такие высказывания менее «обвинительны» и делают акцент на поведении ребёнка, а не на особенностях его личности и дают возможность ему осознать свои действия.

– Активное слушание: уделите ребёнку всё свое внимание, когда он пытается общаться с вами.  Установите зрительный контакт, устраните отвлекающие факторы и постарайтесь понять его точку зрения.  Поддержите его чувства, даже если вы не согласны с его действиями.

– Сфокусируйтесь на решениях: вместо того, чтобы зацикливаться на проблеме (кричать, обвинять, наказывать), вместе с ребёнком найдите решение. Это научит его ценным навыкам решения проблем и будет способствовать развитию его взаимодействию с другими людьми.

– Позитивное подкрепление: хвалите его за старания и достижения, какими бы незначительными они ни были.  Положительное подкрепление помогает повысить самооценку и мотивирует ребёнка продолжать делать правильный выбор.

– Обратитесь за помощью: если вам трудно справиться со своими эмоциями или найти общий язык со своим ребёнком, вы всегда можете обратиться за профессиональной помощью. Психологи Детского телефона доверия (8-800-2000-122) помогут найти стратегии для создания более мирной и позитивной обстановки в доме.

Помните, ребёнок не рождается непослушным или неуважительным. Его поведение это отражение окружающей среды и его эмоционального состояния. Кричать и оскорблять ребёнкаэто не метод воспитания. Ваше отношение к ребёнку сегодня — это то, что формирует его личность завтра. Будьте бережны и внимательны к своему ребёнку, ведь он — самое дорогое, что у вас есть.

Е. Г. Грачева, психолог

БУ «Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)»

Меню

Мы используем файлы cookie для анализа событий на нашем сайте. Продолжая просмотр сайта, вы принимаете условия использования

Нужна помощь? Мы на связи

Что будем искать? Например,Укажите, что вы ищите