Невидимые шрамы
Представьте себе мир, где ваш самый суровый критик и самый большой источник любви и безопасности — это один и тот же человек, который может превратиться в страшную силу. Мир, в котором повышение голоса или резкое слово воспринимается как физический удар, оставляющий вас растерянным, испуганным и глубоко одиноким. Такова, к сожалению, реальность для многих детей и подростков, которые сталкиваются с постоянными криками, обесцениванием и оскорблениями со стороны тех самых взрослых, которых они любят и от которых они зависят. Эмоциональные раны, наносимые таким поведением, гораздо глубже, чем думают большинство родителей, и имеют долгосрочные последствия, которые могут повлиять на всю жизнь ребёнка.
Развивающийся мозг ребёнка очень чувствителен к окружающей среде. Неврологи доказали, что негативный опыт, особенно связанный с гормонами стресса, такими как кортизол, может привести к уменьшению гиппокампа, жизненно важной области для памяти и обучения. Когда родители кричат или используют обидные слова, организм ребёнка переходит в режим “бей или беги”, наполняя его кортизолом. Это не только вызывает немедленный страх и тревогу, но и со временем может помешать способности учиться, управлять эмоциями и развивать здоровые отношения.
В процессе формирования фундаментальных представлений ребёнка о самом себе в ситуациях, когда родитель постоянно критикует или использует оскорбления, укрепляются лишь негативные убеждения, такие как «я никчёмный» или «я нелюбим». Эти негативные убеждения становятся основой самовосприятия ребёнка и могут привести к депрессии, тревоге и социальной замкнутости.
Дисбаланс сил в отношениях между родителем и ребёнком еще больше усугубляет ситуацию, потому что в отличие от разногласий с ровесником или другом, ребёнок не может просто уйти от кричащего родителя. Он оказывается в ловушке, когда источником его эмоционального расстройства становится человек, от которого он зависит в плане удовлетворения основных потребностей и любви. Постоянное воздействие негатива создает у ребёнка чувство беспомощности, когда он чувствует себя бессильным контролировать свое окружение или изменить ситуацию.
Долгосрочные последствия родительских криков и оскорблений не менее тревожны. Ребёнок, который растёт с чувством критики и обесценивания, часто страдает от низкой самооценки, что затрудняет его взаимосвязь с другими людьми и восприятием мира в целом. Пример кричащих родителей может стать образцом для его собственного поведения. Он может начать прибегать к крику и агрессии как к способу управления своими собственными эмоциями в будущих отношениях с другими.
Родители, вы можете научиться управлять своими эмоциями и общаться более конструктивно, что даст возможность создать понимающую среду для вашего ребёнка даже тогда, когда кажется, что из этого круга невозможно выйти. Вот некоторые стратегии, которые могут вам в этом помочь.
– Осознание себя: первый шаг — это осознание и признание того, какое влияние ваши слова и действия оказывают на ребёнка. Потратьте немного времени на то, чтобы поразмышлять о собственном детском опыте и о том, как он повлиял на ваш стиль воспитания по отношению уже к своему ребёнку.
– Самоанализ: распознайте предупреждающие признаки приближения собственного гнева (учащенное сердцебиение, сжатые кулаки). Какие конкретные ситуации или поведение ребенка обычно вызывают ваш гнев и заставляют вас кричать? Как только вы определите то, что запускает ваш крик, вы сможете разработать стратегию управления своими эмоциями до обострения ситуации.
– Перерыв: если вы чувствуете, что начинаете раздражаться, отвлекитесь от ситуации, выйдите из комнаты, сделайте несколько глубоких вдохов, умойтесь или побрызгайте на лицо холодной водой. Если вы вернетесь в ситуацию более спокойным, то сможете вести разговор более продуктивно.
– «Я высказывания»: вместо того, чтобы оценивать личность ребенка («Ты такой неряха!»), используйте так называемые «Я высказывания», чтобы выразить, что вы чувствуете из-за его поведения. Например, «Я раздражаюсь, мне не нравится, когда твоя одежда разбросана по комнате». Такие высказывания менее «обвинительны» и делают акцент на поведении ребёнка, а не на особенностях его личности и дают возможность ему осознать свои действия.
– Активное слушание: уделите ребёнку всё свое внимание, когда он пытается общаться с вами. Установите зрительный контакт, устраните отвлекающие факторы и постарайтесь понять его точку зрения. Поддержите его чувства, даже если вы не согласны с его действиями.
– Сфокусируйтесь на решениях: вместо того, чтобы зацикливаться на проблеме (кричать, обвинять, наказывать), вместе с ребёнком найдите решение. Это научит его ценным навыкам решения проблем и будет способствовать развитию его взаимодействию с другими людьми.
– Позитивное подкрепление: хвалите его за старания и достижения, какими бы незначительными они ни были. Положительное подкрепление помогает повысить самооценку и мотивирует ребёнка продолжать делать правильный выбор.
– Обратитесь за помощью: если вам трудно справиться со своими эмоциями или найти общий язык со своим ребёнком, вы всегда можете обратиться за профессиональной помощью. Психологи Детского телефона доверия (8-800-2000-122) помогут найти стратегии для создания более мирной и позитивной обстановки в доме.
Помните, ребёнок не рождается непослушным или неуважительным. Его поведение — это отражение окружающей среды и его эмоционального состояния. Кричать и оскорблять ребёнка — это не метод воспитания. Ваше отношение к ребёнку сегодня — это то, что формирует его личность завтра. Будьте бережны и внимательны к своему ребёнку, ведь он — самое дорогое, что у вас есть.
Е. Г. Грачева, психолог
БУ «Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)»