Ссоры между детьми: что делать?

В семьях с детьми неизбежны конфликты между младшими и старшими. Поводы для выяснения отношений типичны: дети спорят за игрушки,  за внимание родителей, срывают друг на друге свою злость (часто адресованную другим), конфликтуют в процессе совместной игры. Отношения между детьми – это «океан страстей» с криками, слезами, обзывательствами, ударами. Наблюдая за таким взаимодействием, родители могут чувствовать растерянность и бессилие, не зная, как изменить «правила игры» и помочь своим детям стать более дружными.  Расставим точки над I, чтобы снизить родительский стресс.

Испытывать негативные эмоции к брату или сестре – это нормально. Дети – тоже люди, и, как и взрослые, могут чувствовать зависть, злость, обиду, ревность. Важно это принять как факт и разрешить детям проживать свои интенсивные чувства: запреты ведут к  подавлению эмоций и психосоматическим расстройствам.

Важно учить детей проживать свои чувства без участия брата или сестры.  Другими словами, злиться, обижаться на другого – можно, а вот драться, оскорблять, обзывать, унижать, – нет. А. Фабер и Э. Мазлиш в книге «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно» рекомендуют учить маленьких детей направлять свои враждебные чувства на символические объекты, например, на куклу. Отреагировать сильные эмоции можно и через рисунок, –  предложите ребенку нарисовать свой гнев или злость на бумаге. Более старшие дети могут учиться выражать агрессию без вреда для других в личном дневнике, а также с помощью «Я-высказывания». Например, так: «Я злюсь, когда берут мои вещи без разрешения. Спрашивай, пожалуйста, у меня, если хочешь что-то взять». Учите детей распознавать свои чувства, называть их и прямо говорить о том, что им не нравится.

При конфликте детей важно демонстрировать гибкость. Вмешиваемся и разнимаем воюющих, если есть физическая угроза, оскорбления, объясняем, что это недопустимо. Вмешиваемся, чтобы показать разные способы разрешения конфликтов (для дошкольников подойдет сюжетно-ролевая игра с использованием игрушек). Родители могут учить искусству договариваться, идти на компромиссы, обмениваться, признавать право другого на собственное (игрушки, вещи, время), мириться (в этом хорошо помогают специальные стишки наподобие «мирись, мирись, мирись и больше не дерись»). Важно обсуждать возможные последствия того или иного действия (дети не могут их просчитать из-за недостатка опыта).

Важно оставаться беспристрастным и не занимать чью-то сторону в конфликте. Взывание к старшинству («ты старший, должен уступать»), подчеркивание привилегированного положения младшего («он маленький еще, ему можно») обостряют конфликты между детьми. И наоборот, воспитание в духе равенства, нейтральность (помним, что оба – дети, просто кто-то пришел в этот мир первым), справедливое отношение снижают частоту и интенсивность детских конфликтов. Когда участники ссоры успокоятся, полезно разобрать возникшие ситуации. Можно спросить о причинах конфликта, о чувствах (при этом важно учить детей ставить себя на место другого человека), о возможных других способах решения возникших проблем.

В то же время детям необходимо учиться разрешать ссоры и разногласия самостоятельно. Им нужна относительная свобода в том, чтобы упражняться в совладании со своими чувствами и поведением. При постоянном вмешательстве родителей этот навык они не приобретут. В каком-то смысле детские конфликты – это норма и  один из способов личностного развития. Споря и ссорясь, дети учатся отстаивать свои интересы, считаться с собой, тренируют силу своего «Я», и эти умения им точно пригодятся во взрослой жизни.

В качестве профилактики детских ссор родители могут предпринять ряд простых, но действенных шагов. Уделяйте внимание каждому ребенку наедине. Следите за качеством мультфильмов, которые смотрят ваши дети: не разрешайте те, где агрессия и насилие подаются как норма жизни. Прикладывайте усилия для того, чтобы создать в семье спокойную, доброжелательную атмосферу, разрешайте противоречия с супругом (или супругой) мирным путем. Детям свойственно подражать, –  так пусть они берут пример с вас и перенимают опыт конструктивного разрешения конфликтов!

Д. Н.  Гуляева, психолог «Службы экстренной психологической помощи и экстренного реагирования  СМФЦ».

2024 год.

Меню

Мы используем файлы cookie для анализа событий на нашем сайте. Продолжая просмотр сайта, вы принимаете условия использования

Нужна помощь? Мы на связи

Что будем искать? Например,Укажите, что вы ищите