Школьная тревожность
Возвращение в школу после летних каникул для одних мальчиков и девочек может быть радостным событием, а для других достаточно тревожным. За долгие три летних месяца школьники подросли и изменились, перешли на класс старше, кто-то перешёл в новую школу. Как их встретят учителя, одноклассники? Ребята задаются этим и другими вопросами, начиная от своей внешности, темы для разговоров до увеличения объёма домашних заданий, новых предметов, ответов у доски, вероятности получения плохой оценки, неприятных разговоров с родителями. Эти мысли, которые создают беспокойство, постепенно приводят к состоянию школьной тревожности.
Школьная тревожность – это не о том, что «не буду», это о том, что «не могу». Это физиологическая реакция мозга, который думает, что в этой ситуации есть опасность. Иногда это не обусловлено чем-то конкретным, реальна ли опасность или нет не имеет значения. Это физиологическая, нейрохимическая реакция мозга, находящегося в состоянии повышенной готовности к защите, вот почему тревога может выглядеть как плач, истерика, сопротивление, неповиновение или выражаться головными болями, болями в животе, тошнотой.
Если ваш ребёнок тревожится по поводу возвращения в школу, вот несколько шагов, которые вы, как родители, можете использовать, чтобы помочь вашему ребёнку преодолеть тревогу.
Дайте ребёнку понять, что вы его слышите. Может возникнуть соблазн отмахнуться от страхов ребёнка, быстро заверив его, что всё будет хорошо или, самое неприятное, что он может услышать от вас, что он всё выдумывает.Поэтому, скажите ему, что вы понимаете его и верите ему, что вы будете с ним рядом, когда будет необходимо и сделаете всё возможное, чтобы поддержать его.Это может помочь вашему ребёнку перейти от негативных эмоций к решению проблемы вместе с вами.
Расскажите, что чувство тревоги — это нормально.Все люди время от времени ощущают тревогу. Но это чувство не является признаком слабости. Ребёнку порой сложно объяснить, что с ним происходит, описать своё состояние и тем более понять с чем это связано. Поняв, что трудности случаются и столкнувшись с ними при должной поддержке,ваш ребенок в конечном итоге будет чувствовать себя более спокойным и устойчивым.Потому что сложившаяся ситуация, вызывающая тревогу — это просто задача, имеющая решение, которое вы найдёте вместе.
Научите ребёнка навыкам совладания с тревожным состоянием, для этого, расскажите ему, что, например:
-унять тревогу в первую очередь можно дыханием, делая вдох, наполнить живот воздухом и выдохнуть немного длиннее вдоха, при этом живот нужно немного втянуть;
-при ощущении тревогиему нужно осознать, что происходит внутри его тела. Для этого, чтобы вернуть свой разум в настоящее,достаточно посмотреть на то, что происходит вокруг, почувствовать землю под ногами, прикоснуться руками кпредметам, которые рядом и почувствовать ихповерхность;
– если произошло что-то неприятное то, по возможности,в этот же день дома ему нужно рассказать, что вызвало его тревогу, каким было его состояние и что он при этом делал;
– активный отдых или физические упражнения помогут емусправиться с неприятными ощущениями в теле, например, в течение трёх-пяти минут, нужно побегать, попрыгать,быстрая прогулка тоже будет отличным занятием;
– заранее вместе продумайте простые стратегии поведения для него в сложных ситуациях;
– напомните ему о его сильных сторонах, которые будут опорой для него в трудных ситуациях.
Напомните ему о важности, или помогите в организации и поддержке режима дня, гигиены и сна.Составление списка дел, который нужно сделать накануне, будет способствовать тому, чтобы его новыйдень прошел гладко. Таким образом, он будет ощущать, что все под контролем, даже если на первый взглядкажется, что это не так.
Обратите внимание на своё настроение.Постарайтесь избегать негативных разговоров о возвращении в школу. Если уж вы недовольны возвращением к школьной рутине, то скорее всего, ребёнок тоже поддастся вашему настроению и это не добавит ему оптимизма.
Расскажите ребёнку, что если он чувствует тревогу и в этот момент вы не рядом, то он всегда может позвонить вам или на Детский телефон доверия, по которому он может рассказать о происходящем и вместе с психологом найти приемлемое решение в сложившейся ситуации.
Е.Г. Грачева, психолог
БУ «Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)»