Рисуем с детьми
Когда на улице ненастье и нет желания идти гулять, можно взять карандаши, краски, мелки и бумагу, чтобы «раскрасить день». Но рисование — это гораздо больше, чем просто развлечение, оно имеет широкий спектр преимуществ для развития ребёнка. Например, рисование позволяет ребёнку используя свой опыт и знание окружающего мира трансформировать его, создавая новые связи и отношения в нем с помощью своего изобретательного ума. Знания, воспоминания и фантазии питают воображение, а рисование позволяет исследовать, развивать собственные творческие идеи, а также помогает получать удовольствие от процесса создания выразительных картинок из своего воображения.
Рисование позволяет ребёнку графически пережить счастливое событие, например, праздник по случаю дня рождения, замечательно проведённые каникулы или изобразить некоторые грустные чувства в качестве терапевтического упражнения, чтобы помочь справиться с неприятным событием.
Рисование является важным средством детской арт-терапии. Это способ без слов сообщить о широком спектре своих эмоциональных и поведенческих трудностей, что может привести к пониманию, что с ним происходит и постепенным изменениям в лучшую сторону.
Рисование может быть полезно в учёбе, а также может помочь улучшить память, потому что во время изучения новой темы можно делать наброски идей и главных мыслей. Использование рисования в учебной деятельности может улучшить понимание, например, естественных наук.
Рисование не только развивает творческие способности и воображение, но также является эффективным средством развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации. С возрастом, практикой и обучением ребёнок обычно может начать создавать все более визуально реалистичные представления с предметами и образами. В этом процессе он экспериментирует с различными линиями, формами, пространственным расположением и пропорциями.
Вы, как родители, можете помочь своему ребёнку прежде всего своим поощрением. Попробуйте провести время, сидя с ребенком, пока он рисует. Если вы при этом будете весело болтать о чем-либо и оказывать поддержку, ребёнок, скорее всего, воспримет это с воодушевлением. Ведь ребёнок, если вы проведёте с ним время, пока он рисует, получит больше удовольствия от рисования. Или рисуйте рядом с ребёнком, ведь рисование вместе, или совместная работа над общим рисунком может вдохновить его. В последствии он может использовать рисунки других людей, например мультфильмы или ваши рисунки, рисунки своих братьев и сестер, в качестве примера для своего собственного творчества.
Вы также можете познакомить своего ребёнка с различными стилями рисования. Его может увлечь определенный художественный стиль и это может дать возможность развить и сформировать свои навыки рисования и свой визуальный стиль осмысления и воплощения окружающего мира в рисунке. Возможно, вы даже захотите вместе принять участие каком-нибудь конкурсе.
Поощрение и поддержка вашего ребёнка в рисовании может быть для вас, как один из полезных способ лучше понять его опыт и личные размышления, поэтому отображённый на бумаге внутренний мир ребёнка не нужно оценивать, так как любая оценка в виде критики или похвалы может повлиять на его самооценку. Вместо этого вы можете, например, поинтересоваться что изображено на рисунке, как чувствуют себя герои, почему произошло это событие и пусть ребёнок расскажет «свою историю». Это научит ребёнка прислушиваться к своим мыслям и чувствам, рассуждать и находить решения.
Статью подготовила Е.Г. Грачева, психолог БУ «Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)»